DEUTSCHES INSTITUT FÜR LOGOTHERAPIE UND EXISTENZANALYSE NACH VIKTOR FRANKL (DRL)

Смысловая и ценностноориентированная политическая концепция культуры отдельного человека и общества по Виктору Э. Франклу

Мир меняется на глазах, вовлекая ЛЮДЕЙ в водоворот событий. Перемены уже коснулись каждого из нас. Эпоха Метамодерна, о которой мы писали в "Полной онтологии логотерапии Виктора Франкля", полновесно вступает в свои права.

 

Есть ли ориентиры, на которые стоит держать направление? Что поможет нам быть вне вовлекающей воронки? При этом выбрав именно наш собственный путь, о котором говорил еще Н.А.Бердяев [1]?

 

Нашей немецко-русской научной школе L-EA логичным и ясным в современной ситуации видится путь, где обязательным условием жизни человека и общества является наличие категории СМЫСЛ: собственный смысл и общий смысл для всех людей.

 

Основные идеи концепции мы находим в трудах венского психиатра и философа Виктора Э.Франкла (1905-1997). После его окончательного освобождения из концлагеря в апреле 1945 года вплоть до 1950 года в своих очерках, интервью и письмах он развернуто писал о необходимости новой гуманистической и смыслоцентрированной культуры как отдельного человека, так и населения планеты в целом.

 

Так, наиболее близкий образ человека, на который хочется ориентироваться, мы находим в десяти тезисах о духовной личности, написанных в 1950 году. Образ, позволяющий каждому из нас не только сохранить чувство ответственности и порядочности по отношению к общему благу, но и, несомненно, реализовать право на существование собственной ценностной аутентичности. Что дает истинную силу характера для осуществления дел и поступков, соответствующих СМЫСЛУ.

 

💎 Человек не что-то, не функция для достижения цели. А кто-то. И человеческая личность в целом, несомненно, неделима.
💎 Духовность личности человек не получает от родителей. Каждый из нас уникален и неповторим. Именно поэтому невозможно построить полную математическую модель человека или просчитать на сто процентов его действия посредством типологии личности. Человека никогда ни заменит искусственный интеллект.
💎 Человек одновременно и эгоистичен, и духовен. Именно это позволяет ему иметь непререкаемое достоинство. И оно важнее всего. Можно и нужно в здоровом смысле гордиться принадлежностью к определенной группе людей или к своей нации. Потому что человек онтологиче­ски возможен только во множественном чис­ле: среди людей, которые пр­изнают и ценят друг друга. Но это чувство никогда не должно приводить к пренебрежению или унижению другого человека или народа.
💎 В конечном счете, человек видит себя настоящего только в трансцендентности. Где направляющие истинные импульсы интуитивной совести он может слышать только в тишине.

 

Полную формулировку тезисов можно прочитать, перейдя по этой ссылке >

 

В начале 1946 года Виктор Э. Франкл вводит важный термин - Монантропизм (Monanthropismus). Он означает глубокую веру в неоспоримое достоинство всех людей все зависимости от цвета кожи, вероисповедания и политических взглядов. То, что дает надежду на возможность иметь мирное небо над головой для каждого человека на этой планете. Надежду на мир, где соблюдается баланс интересов, добропорядочность и добросовестность не только в политическом смысле, но и по отношению ко всему живому на земле.


Как пример, говоря о Новейшей истории, можно привести мощнейшие политические союзы, такие как СССР или EU. Которые были сформированы исходя из импульса ВОЛИ К МИРУ.

 

Не менее значимой идеей предлагаемой концепции является идея В.Э. Франкла о порядочности человека. Важность которой он неоднократно подчеркивал начиная с 1946 года и до своей смерти в 1997 году.

 

Порядочность или непорядочность человека зависит только от его личности,

его индивидуального выбора. Но никак не от его этнической принадлежности


Самоуважение не должно подпитываться массовой манией величия. Оно должно питаться только от истинного "Я" индивидуума.

 

Национальное воспитание, как часть концепции, также не требует внушения ненависти. Ибо она губительна при всех обстоятельствах: и для того, кто её питает; и для тех, кого ненавидят. Каждый из нас способен чувствовать ненависть. Но ее не следует культивировать и разжигать. Только определив ее наличие и приняв ее существование, человек способен ее трансформировать, проявив твердость характера.

 

Ненависть есть антитезис любви

 

Это выражение одной и той же силы, но в разных формах. Но только любовь может вызволить людей из самых безнадежных пут, позволяет укротить хищника внутри себя. При приложении, конечно, силы воли и желания. но это зависит от самого человека.

 

Ибо человек, как писал Виктор Франкл, является существом "das ständig in der Spannung steht zwischen gut und böse, zu bei dem fähig, zu beidem sich frei entscheidend in jedem Augenblick seines Daseins“, da der Mensch Bürger zweier Welten ist! постоянно находящимся в напряжении между добром и злом, способным к тому и другому, свободно решающим делать то и другое в каждый момент своего существования" [2]. Человек одновременно является гражданином двух миров:
- Земной, чувственный, материальный мир имманентности,
- Духовный мир трансцендентного.

 

И задача жизни заключается в том, чтобы доказать самому себе, находясь в мире имманентности, что именно второй мир является внутренним центром земного существования. Доказать себе, ориентируясь на понятия свободы и ответственности. При этом ощущая наличие в жизни настоящих ценностей и осознавая собственную вовлеченность в процесс их реализации. Это процесс обучения на протяжении всей жизни.

 

Задайте прямо сейчас себе три вопроса:
- Если я не проживу свою жизнь с уважительным отношением к другим людям, то каков я как человек?
- Если я не люблю и не ценю свою собственную жизнь, то кто должен это делать?
- Если я не люблю свою жизнь сегодня, то когда я буду это делать?

 

Относитесь к собственной жизни как к искусству.

Будьте одновременно и художником, и произведением

 

У каждого нас всегда есть множество примеров вдохновения. Но здесь стоит помнить, что великое искусство, будь то художественное произведение, музыка или изобразительное искусство, вызывает глубокий резонанс, когда человек использует собственное со-переживание рядом с предметом искусства. Так же происходит и с человеческой жизнью.

 

"Kunst nach Auschwitz ist nicht nur möglich, Kunst war sogar in Auschwitz wirklich, und Kunst nach Auschwitz ist noch nötig, insofern sie mithelfen kann aus ihrer eigenen Menschlichkeit, aus der eigenen Menschlichkeit des Künstlers heraus andere Menschen zu ihrer Menschlichkeit zurückfinden zu lassen. Искусство после Освенцима не только возможно, искусство было реальным даже в Освенциме, и искусство после Освенцима по-прежнему необходимо, поскольку оно может помочь другим людям найти путь обратно к своей человечности из своей собственной человечности, из собственной человечности художника" [3].

 

Как же обычному человеку стать "лучшей версией себя"?

 

"Mensch sein heißt ja niemals, nun einmal so und nicht anders sein müssen, Mensch sein heißt immer, immer auch anders werden können. Быть человеком означает иметь возможность оставаться не просто тем, кто ты есть. Но, развиваясь, стать другим (лучшим)" [4].


Здесь важна сила намерения. Точка приложения истинного намерения всегда находится в трансцендентном. Намерение отличается от желания. В последнем задействованы только психофизические компоненты. Намерение же – это духовный акт.

Когда у человека усилием его духовной воли возникает намерение вопреки всему, то совершается мощная активация «строптивости духа». Это есть  неугасимая сила духовной личности.

 

И ТОГДА ВОЗМОЖНО НЕВОЗМОЖНОЕ

 

© Prof. Dr. Ekaterina Resch

 

Список использованной литературы:

 

[1]. Pater Christoph Kreitmeir. Prof. Dr. Ekaterina Resch. Полная онтология Логотерапии Виктора Франкля: учебное пособие, 2021. Отзыв на книгу на немецком языке дал сам Виктор Франкл в 1995 году.

[2]. V. E. Frankl, Gesammelte Werke, Band 2. Vom Nervenkrieg zum Seelenfrieden. Die Aufgaben des Seelenarztes in dieser Zeit, 1946.

[3]. Viktor E. Frankl, Gesammelte Werke, Band 2, 1949.

[4]. Viktor E. Frankl. Im Anfang war der Sinn, München, 1986