Logotherapie I, 510 часов. Cостоит из 5 семестров обученияПервый семестр обучения. Vom Wesen des Menschen – Logotherapie als Persönlichkeitstheorie. Logotherapeutische Anthropologie.О сущности человека. Логотерапия как теория личности. Логотерапевтическая антропология. Основы неклинической психотерапии.Здесь мы находимся в непосредственной близости от того, что известно как философская антропология, поэтому имеет смысл иметь нечто большее, чем просто представление о философии и о специфически философском вопросе о человеческом бытии. Тем более что сам Виктор Франкл приложил огромные усилия, чтобы представить свой образ человека не только эмпирически, но и философски. И если он ссылается на таких философов, как Аристотель, Фома Аквинский, Спиноза, Кант, Шопенгауэр, Макс Шелер, Карл Ясперс, Николай Гартман. Cоседней дисциплиной в 1 семестре
является философия, а из нее прежде всего дисциплины антропология, онтология или метафизика и этика. Неслучайно и то, что Франкл признавал и считал важного ценностного философа Макса Шелера (1874-1928) своим самым важным философским учителем, сожалея о том, что больше не имел возможности познакомиться с ним лично.
Ключевые рассматриваемые понятия: свобода, ответственность человека, экзистенция как духовное бытие, десять тезисов о духовной личности, самодистанцирование и самотрансценденция, три измерения бытия человека, трансценденция совести, свобода и ответственность, концепт воли к смыслу, понятие смысла в логотерапии, смысл и ценности человека, лого-тест Э. Лукас, самопознание и обхождение с самим собой, В.Франкль о характере.
Системная эннеаграмма как типология личности - практическая отработка навыков определения эннеатипа.
Второй семестр обучения. Vom Werden des Menschen. Logotherapie in der Krisen-Prävention. Logotherapeutische Prinzipien einer Psychohygiene.Становление человека. Логотерапия в предотвращении кризисов. Логотерапевтические принципы психической гигиены. Личностные кризисы. Логотерапия в контексте кризисных ситуаций. Основы индивидуального консультирования. Основы индивидуального консультрования.В качестве смежных научных областей нас здесь особенно интересуют педагогика, социология и нейробиология. Речь идет в первую очередь о логотерапевтическом вкладе в сохранение здоровья и важности ценностей в жизни. Поскольку за последние 20 лет в EU было опубликовано несколько важных книг не-логотерапевтов, которые помогают различать и углублять логотерапевтические концепции (к примеру, вклад Иоахима Бауэра, Джеральда Хютера, Моники Фрёшль, Аарона Антоновского и многих других). Элементы психологии личности и семейной терапии (системной и логотерапевтической).
Ключевые рассматриваемые понятия: логотерапевтические принципы психогигиены, критические замечания о психосоматике (по В.Франклу), способность принимать решения и сила воли. Тренинг по восприятию смысла (по Э. Лукас). Настроенность на смысловую тематику (по Йозефу Фабри). Экзистенциально-аналитический разговор (по У. Бешемайеру). Метод дерефлексии. Логотерапевтическая медитация (по Э. Лукас). Нарративная логотерапия (по В. Курцу). Логотерапия и музыкальная медитация (по Dr. Otto Zsok). Смысл (и духовность) рабочей деятельности человека и творческая составляющая по В.Франклу. Невроз боязни безработицы, burnout (выгорание) менеджеров, предотвращение стресса. Коллективные неврозы. Пирамидальная и параллельная ценностная ориентация. Библиографические принципы (по В.Франклу и Э.Лукас).
Практический семинар по методикам логотерапии. Логотерапевтическое письмо клиенту. Практическая отработка навыков написания.
Подробный анализ психологических и философских корней учения Виктора Франкла >>Третий семестр обучения. Vom psychisch kranken Menschen. Logotherapie in der Krisen-Intervention Teil 1. Neurosen- und Psychosenlehre.О психически больных людях. Сопровождение в кризисных ситуациях. Часть 1. Логотерапевтические принципы психогигиены. Логотерапия в кризисных ситуациях (учение о неврозах и психозах). Принципы, система, механизмы реализации немедицинского сопровождения.В качестве смежных научных областей психиатрия, клиническая психология и психотерапия имеют для нас особое значение. Этот семестр преподают в нашем институте специалисты – клинические психотерапевты, прошедшие обучение в области логотерапии. Критерием в этом семестре является: сделать психические расстройства (тревога, обсессивно-компульсивное расстройство, депрессия и др.) понятными в свете дименсиональной онтологии и соединить самые современные психиатрические результаты с человеческим образом L-EA. В 20-м веке Виктор Франкл выдающимся образом размышлял о вкладе, который люди могут внести в здоровье своим умственным отношением, и поместил концепцию осмысленной жизни в качестве стержня психического здоровья в центр. И это благодаря его трехмерному образу человека: человек есть тело-душа-дух единство и целостность. Психотерапия не может игнорировать духовное измерение, поэтому уместно говорить о смыслоориентированной психотерапии.
Ключевые рассматриваемые понятия: Логотерапевтический взгляд на: невротические нарушения и страх, неврозы (включая ноогенные) и психозы, реакции на сильный стресс, диссоциативные и соматоформные расстройства, психосоматика, пищевые нарушения и нарушение сна, зависимости (включая игроманию), расстройства личности.
Практический семинар - некогнетивные методы логотерапии (арт, музыкальная, театральная (маско) и рисовальные терапии, логотерапевтические карты трансформации смысла и принятия решения).
Четвертый семестр обучения. Vom leidenden Menschen. Logotherapie als Ärztliche Seelsorge. Grenzgebiete des Menschseins.О страдающих людях. Логотерапия как врачебное душепопечительство. Пограничные области человеческого бытия. Логотерапия в работе с экзистенциальными переживаниями. Логотерапия в контексте кризисных ситуаций (практический курс). Трагическая триада – страдание, вина, смерть.Этот семестр посвящен таким темам, как работа с быстротечностью человеческой жизни, а также страдание, вина и смерть (трагическая триада, как ее назвал Франкл). И поэтому вполне уместно, показать связь с дисциплинами: геронтагогика, теология, духовность и философия (смысл и мудрость в жизни). Также здесь можно упомянуть веселое трио - как контрапункт трагическому триаду: радость, благодарность, юмор. Сюда же относятся темы религии/духовности и логотерапии, понятия «оккультного» (оккультного мира) и молитвы.
Ключевые рассматриваемые понятия: десять тезисов о духовной личности: основные идеи врачебного душепопечительства. План лечения по работе с пациентом с лицевой травмой (по Dr. Uwe Böschemeyer). Логотерапевтические принципы при сопровождении неизлечимых соматических заболеваний (по Dr. Elisabet Lukas). Логотерапия и экзистенциальный анализ при преодолении ударов судьбы. Концепция установочных ценностей и значение способности переживать страдание. Сократический диалог в логотерапии. Опыт познания смерти в собственной жизни. Логотерапевтическое сопровождение умирающих или сопровождение на пороге жизни и смерти. Помощь умирающим: импульсы логотерапии. Логотерапевтическая работа скорби. Логотерапия Виктора Франкла в современной профессиональной среде. Логотерапия и экзистенциальный анализ в геронтагогике. Концепция «сверхсмысла», «Бессознательный Бог» (Виктор Франкл).
Практический обучающий семинар по методикам логотерапии, кейсовая работа в группах на усвоение методик и техник. Логотерапия как искусство: тренинг создания собственной методологической концепции прикладной логотерапии.
Пятый семестр обучения. Vom kranken (traumatisierten) Menschen. Logotherapie in der Krisen-Intervention Teil 2. Logotherapie und Trauma.От больных (травмированных) людях. Сопровождение в кризисных ситуациях. Часть 2. Работы с психотравмами.В качестве смежных научных областей нас сопровождают дисциплины исследования привязанности и травм, передача травм от поколения к поколению, нейробиология и возможное лечение этих расстройств с точки зрения терапии травм и логотерапии. Литература, появившаяся на сегодняшний день по этому предмету, значительна и ценна, и глубокое знание некоторых важных книг по этим предметам также является требованием для DRL. Здесь имеются в виду работы: Karl-Heinz Briesch, Eva Rass, Katharina Drexler, Luise Reddemann, Franz Ruppert, Joachim Bauer, Thomas Fuchs и других ученых в этой области.
Ключевые рассматриваемые понятия: Определение травмы в точки зрения логотерапии, типы травм, системы привязанности. Травма нескольких поколений (тема: дети войны, внуки войны и т.д.). Травма в отношениях. Связь нейронауки и логотерапии (по DR. Peter Suchla). Актуальность понятий духовной личности и психологической личности в зависимости от возраста человека. Детство - это еще не все: семь объяснительных моделей и логотерапевтических подходов. Доступ к «исцеляющему ядру» в отношениях. Травмы, вызванные с физическим и сексуальным насилиями - логотерапевтические шаги проработки.
Найти смысл не смотря на травму. Логотерапевтические подходы к преодолению травмы.
Написание итоговой квалификационной работы. Выпускникам пятого семестра обучения предоставляется полный доступ к любым материалам и книгам RALE.
Logotherapie II (по желанию или необходимости), 500 часовДесять месяцев индивидуального обучения напрямую из Германии. Конкурсный отбор абитуриентов. Только после курса Logotherapie I.
- Супервизия (Supervision), 100 часов;
-
Биографическая работа (Biographiearbeit), 100 часов;
- Смыслоориентированное душепопечение (Sinnseelsorge), 100 часов;
- Углубление навыков индивидуального логотерапевтического консультирования (Gesprächsführung), 100 часов;
- Wertorientierte Persönlichkeitsbildung - методы ценностноориентированной визуализации, практическая работа в области Духовного бессознательного. Значения логотерапевтических Sehnsucht и Traum (грёзы, иллюзии, воображения), 100 часов.
Особенные темы дополнительных семинаров: необратимые потери судьбы, психосоматика в логотерапии, вопросы работы с суицидом, возрастные и семейные кризисы.
Диплом профессиональной переподготовки ВУЗа-партнера в России государственного образца (410 часов)
Таким образом, максимальное количество часов Полного расширенного курса обучения - 1420 часов