Sinn kann nicht gegeben werden,

sondern muß gefunden werden.

Смысл не может быть дан извне,

он должен быть найден.

© Viktor E. Frankl


КОНТАКТЫ

Ausbildung und Praxisorientierte Weiterbildungen

Логотерапия и Религия. Основные отличия

Религия для логотерапевта - предмет изучения, одна из многих реалий человеческой жизни, которые попадают в поле его профессионального зрения. И в рамках логотерапевтической сессии, вера человека, как и неверия, к удивлению, не считаются взаимоисключающими явлениями

ШТУТГАРТСКОЕ «ОБЩЕСТВО ВРАЧЕЙ И ДУШЕПОПЕЧИТЕЛЕЙ», 1964 ГОД.
ТЕЗИСЫ ДОКЛАДА ВИКТОРА ФРАНКЛЯ НА КОНФЕРЕНЦИИ (ГОРОД ЭЛЬМАУ).
ОТРЫВОК ИЗ КНИГИ: СТРАДАНИЯ ОТ БЕССМЫСЛЕННОСТИ (БЕССМЫСЛЕННОЙ) ЖИЗНИ


Религия для логотерапевта - предмет изучения, одна из многих реалий человеческой жизни, которые попадают в поле его профессионального зрения. И в рамках логотерапевтической сессии, вера человека, как и неверия, к удивлению, не считаются взаимоисключающими явлениями.
По этическому кодексу, логотерапевт должен относиться непредвзято ко всем своим пациентам - и к верующим, и к неверующим. Поэтому он обязан позаботиться о том, чтобы методика логотерапии подходила для лечения любого пациента, будь то верующий или атеист, и могла войти в арсенал каждого врача, вне зависимости от его личных убеждений.
Коль скоро логотерапия относится к области медицины в области психотерапии, необходимо провести чёткую границу между психотерапией и теологией (богостловием).

Цель логотерапии - исцеление души

Цель религии - спасение души


И хотя в обоих случаях речь идёт о душе, логотерапию и религию никак нельзя назвать явлениями одного порядка.
Религия пробуждает в душе человека более возвышенные устремления, открывает перед ним, так сказать, более широкие перспективы, чем логотерапия, причём верующего возвышает не познание, а вера.

Чтобы понять, как соотносится мирское, человеческое с  божественным, надмирным, нужно вспомнить принцип золотого сечения, в соответствии с которым размер меньшей части соотносится с размером большей так же, как размер большей с размером целого. Как известно, у животного есть среда обитания, а у человека, по словам Макса Шелера, «есть целый мир». Так вот, человеческий мир соотносится с миром трансцендентным точно так же, как среда обитания животных - с нашим миром. И как животное не способно понять человека и осмыслить его мир, так и человек не способен постичь трансцендентный мир.
Когда обезьяне делают болезненные инъекции для получения иммунной сыворотки, разве она понимает, почему ей причиняют боль? Она живёт в  своём мире и  не может уразуметь, зачем люди ставят на ней опыты, ведь человеческий мир для неё - недосягаемая, недостижимая высота. Может быть, и над нашим миром существует другой непостижимый мир, некое средоточие высшего смысла, благодаря которому приобретают смысл и человеческие страдания?
Вера, открывающая путь в этот высший мир, заждется на любви. Это прописная истина. А вот другой факт известен, пожалуй, не так широко. Дело в том, что задатки веры есть и у животных. Наверное, каждому из нас доводилось видеть, с каким доверием смотрит в глаза своему хозяину собака, когда ей в силу необходимости, ради её же блага, скажем, на приёме у ветеринара причиняют боль. Она «не ведает», зачем ей причиняют боль, но «верит», что в этом есть смысл, поскольку доверяет своему хозяину, а доверяет она ему потому, что любит его - sit venia anthropomorphismo.

Человека нельзя толкнуть на духовный путь, тем более с  помощью психотерапии. Психотерапевт просто не должен ставить на этом пути препоны в  виде редукционистских предубеждений, которые внушают своим пациентам иные аналитики, поверхностно и превратно толкующие психоанализ. Хороший психотерапевт не станет умалять значение религиозных переживаний в глазах пациента, не станет убеждать его в том, что Бог просто-напросто олицетворяет собой отца, а религия - это всего лишь коллективный невроз.
С точки зрения логотерапии, религия представляется лишь предметом исследования, но предметом очень важным, и вот по какой причине: в рамках логотерапии придаётся большое значение понятию «логос», которое трактуется как «дух» и «смысл». Понятие «дух» вбирает в себя целый ряд сугубо человеческих свойств, которые логотерапевт, в отличие от сторонников редукционистских теорий, не считает порождением животного начала.
Одним из таких сугубо человеческих свойств является самотрансцендентность, устремлённость к  высшему смыслу. Дело в том, что человек по сути своей всегда тяготеет к  чему-то запредельному, всегда устремлён к  какому-то смыслу. В жизни человеком движет не жажда удовольствия, не воля к  власти и  даже не потребность в самореализации, а  стремление найти и выполнить своё предназначение. В рамках логотерапии - это тяготение именуется стремлением к смыслу.

Если исходить из того, что гуманность предполагает чувство ответственности, то можно сказать, что человек несёт ответственность за выполнение своего предназначения. Психотерапевт может помочь пациенту найти ответ на вопрос: за что должен отвечать человек? Но пусть пациент сам решает, перед кем он несёт ответственность: перед обществом, перед человечеством, перед своей совестью или перед Богом.
Тут можно возразить: пациенту вовсе не нужно решать самому, перед кем он несёт ответственность, ведь на этот вопрос люди уже получили ответ в форме божественного откровения. Но тут кроется логическая ошибка, поскольку в качестве аргумента используется постулат, который сам по себе нуждается в доказательстве. Предпосылкой веры в божественное откровение является вера в Бога. Бесполезно втолковывать атеисту, что людям явлено божественное откровение. Если бы он верил в откровение, он был бы не атеистом, а верующим.
Вот почему в  рамках психотерапии не затрагивается вопрос веры в  откровение, а проблема смысла жизни не рассматривается сквозь призму противопоставления религиозности и атеизма. Если трактовать религиозность не как веру в Бога, а как веру в некий высший смысл, то этот феномен вполне может быть предметом изучения и  в рамках психотерапии. Ведь именно так трактовал религиозность Альберт Эйнштейн, который как-то сказал, что любого человека, определившего для себя, в чём заключается смысл жизни, можно назвать верующим.
Человеческая вера в смысл - это трансцендентная категория, как сказал бы Кант. Со времён Канта известно и то, что бесполезно пытаться мыслить вневременными и внепространственными категориями, поскольку в своих размышлениях мы уже исходим из того, что существует время и пространство. Так и человеческое бытие - это по определению жизнь ради смысла, даже если этот смысл самому человеку неведом. Человек изначально наделён своего рода интуитивным знанием смысла; этим наитием и продиктовано так называемое стремление к смыслу. Хотим мы того или нет, мы все от колыбели до могилы сознательно или безотчётно верим в то, что жизнь имеет смысл. Даже самоубийцы, которые не видят смысла жить дальше, верят в то, что если не жизнь, то хотя бы смерть имеет смысл. Если бы самоубийца считал всё бессмысленным, он не был бы способен ни на что, даже на самоубийство.
Мне доводилось видеть, как убеждённые атеисты, которые, казалось бы, всегда наотрез отказывались верить в  «высшее существо» и  в высший смысл жизни, на смертном одре, при смерти подавали окружающим такой пример, какой не могли подать при жизни, — пример безмятежности, не только противной их убеждениям, но и не поддающейся никакому рациональному объяснению. К умирающему приходит какое-то прозрение, какое-то понимание, а с ним и безграничная вера во что-то неведомое и в кого-то неведомого, вера, которая сильнее знания о неминуемой смерти. Об этом же толкует Вальтер Байер: «Вспомним, что писал Герберт Плюгге о надежде. Когда человек неизлечимо болен, ему объективно уже не на что надеяться. Будучи в ясном уме и трезвой памяти, он должен отдавать себе отчёт в том, что обречён. Но он не теряет надежды до самой смерти. На что он надеется? На первый взгляд, может показаться, что он надеется на исцеление в этой жизни, но под этим покровом таится сокровенная трансцендентная надежда, глубоко коренящаяся в самой природе человека, ибо человек просто не может существовать без надежды на грядущее воздаяние, в которое он верит не под влиянием церковных догматов, а в силу своей естественной склонности».
Я уже говорил о том, что, по мнению Эйнштейна, любого человека, который полагает, что он нашёл смысл жизни, можно назвать верующим. Похожую мысль высказал и Пауль Тиллих, который дал такое определение религиозности: «Религиозность — это страстное стремление доискаться до смысла жизни». Вот что пишет о вере Людвиг Витгенштейн: «Верить в Бога значит понимать, что жизнь имеет смысл» (Дневники, 1914–1916). Во всяком случае, можно сказать, что логотерапевт, - хоть он и занимается, прежде всего, психотерапией, которая относится к области психиатрии и медицины, - вправе изучать не только так называемое стремление к смыслу, но и стремление к абсолютному, высшему смыслу, а ведь религиозность - это по сути и есть вера в высший смысл, упование на то, что жизнь имеет высший смысл.

Конечно, такие представления о религии не имеют ничего общего ни с конфессиональным догматизмом, ни с его порождением - религиозным доктринёрством, слепой верой в то, что Богу нужно лишь одно - чтобы в него верило как можно больше людей, причём в соответствии с догматами определённой конфессии. Лично мне не верится, что Бог настолько мелочен. И я не понимаю, зачем церковь призывает меня уверовать. Я же не могу уверовать или полюбить по собственной воле, не могу, вопреки своим убеждениям, заставить себя любить и уповать. Не всё можно сделать по собственной воле, а тем более по требованию или по приказу. Я ведь не могу рассмеяться по приказу. Чтобы я рассмеялся, меня нужно рассмешить. Любовь и веру тоже нельзя себе внушить. Любовь и вера - это побуждения, которые возникают лишь в том случае, когда для них находится подходящий повод и объект.
© eCDO-DRL. Все права защищены. 2004-2024
Бессрочные образовательные лицензии для работы в EU и на русскоязычном пространстве №27-2838
Информация на данном сайте не является публичной офертой. При перепечатке текстовой информации и фотографий ссылка на сайт обязательна