DEUTSCHES INSTITUT FÜR LOGOTHERAPIE UND EXISTENZANALYSE NACH VIKTOR FRANKL (DRL)

Есть ли место социальному проекту в современном дистанционном образовании?

Понятие дистанционное образование десять лет назад ворвалось в нашу жизнь. И сейчас мы уже мало себе представляем полноценный eLeaning без учебного сервера с учебными курсами, вебинаров, групп в социальных сетях, форумов. Будь то смешанная или чисто дистанционная технология обучения.


В России дистанционное образование имеет чисто коммерческую направленность


Давайте задумаемся над вопросом. Может ли нести само понятие дистанционное обучение не только образовательную функцию. Для определенных людей в течении нескольких лет их жизни – это шанс найти жизненные ценности, вновь обрести красоту и радость жизни.


Давайте разберемся вместе в этой проблеме. Для этого нам нужно углубиться в такое понятие как Логотерапия. Термин Логотерапия происходит от слова Логос - слово, смысл. Смысл может быть ситуативным и доступным для понимания. Однако есть ситуации в жизни, которые кажутся абсурдными, непонятными, бессмысленными. Ситуации, когда сознание отказывается понять происходящее, когда возникает вопрос - почему я? почему это происходит со мной? зачем это всё? Потеря работы, потеря любимого человека, болезнь, потеря Родины Даже такие вроде-бы на первый взгляд не трагические ситуации, как возрастной кризис, неудачи в семейной и профессиональной жизни могут привести к кризису смысла жизни. Многие ищут решение на дне бутылки, другие, стиснув зубы, уныло бредут в депрессию, некоторые ищут помощи у врачей... Но смысл жизни невозможно получить по рецепту в аптеке. Смысл жизни можно лишь ощутить, воспринять самой жизнью. Австрийский психотерапевт Виктор Франкль говорил: "Не мы должны спрашивать у жизни, что она нам ещё может дать, а спросить самого себя - что я могу дать жизни".


Виктор Франкл - создатель логотерапии, посвятил свою жизнь ответу на вопрос - почему

в критических ситуациях одни люди ломаются, а другие остаются целостными


Сам Франкл во время Второй Мировой Войны прошёл через четыре концлагеря, потерял в газовых камерах своих родителей, его жена, на которой он был женат всего девять месяцев, не вынесла невзгод и умерла сразу после освобождения из концлагеря. И в нечеловеческих условиях, когда казалось, что надеяться не на что, Франкл пытался восстановить конспект своей книги "Врачебное попечительство". "У человека невозможно отнять достоинство," - писал он, - "потому что достоинство принадлежит духовной личности, которая вечна и бесконечна, которая неподвластна болезням и тлению".


Виктор Франкл называет три столпа логотерапии (терапии поиска смысла жизни): Воля к смыслу, Смысл жизни и Свобода воли. Эпитетом логотерапии могут быть слова Ницше - "Если знаешь во имя чего, сможешь любое как".


Одним из тезисов логотерапии является "Свобода воли". Свобода, но не беззаконие. Свобода воли строится на ответственности человека за свои мысли и поступки. Мерилом поступков является совесть. Франкл называл совесть органом смысла.


Человек находит смысл жизни в осуществлении ценностей. Франкль рассматривает три типа ценностей: ценности творчества, ценности восприятия и ценности установки. И именно ценности установки он считает высшим проявлением человеческих качеств. Лишь человек, обладая духовной личностью, способен подняться над ситуацией и изменить свою позицию по отношению к данной ситуации. Человек обладает "силой непокорности духа" - считал Виктор Франкл.


В настоящее время, когда в обществе происходит переоценка ценностей, когда прежние и привычные ценности пропадают, а новые не приживаются, наступает так называемый "ноогенный вакуум", состояние, когда у человека пропадает смысл жизни, пропадает желание жить.


"Ноогенный вакуум" может стать причиной ноогенной депрессии


В 50-е годы Виктор Франкл говорил, что 30% всех депрессий носят ноогенный характер. В наше время этот процент несомненно выше.


Особенно часто ноогенные депрессии бывают у людей, поменявших культурную среду, - переселенцев, студентов за рубежом, людей, вышедших замуж за иностранцев и покинувших своё привычное окружение. Дело в том, что основой любой культуры являются ценности. Эти ценности не заметны на первый взгляд, но при пристальном рассмотрении замечаешь, что они пропитывают всю нашу жизнь. Начиная от "нормального" завтрака, кончая правилами поведения в обществе. Мы не замечаем, что культура - вторая натура. И лишь попадая в иную культурную среду, обнаруживаем, что люди вокруг нас ведут себя "странно" и "ненормально". Такое происходит во время отпуска за рубежом и хорошо, когда можно вернуться туда, где всё "нормально". Но когда люди долгое время находятся в инокультурной среде, они постоянно находятся в состоянии стресса.


Американский психолог Беннет вывел 6 этапов, которые проходит человек, постоянно проживающий в инокультурной среде. И эти этапы основаны на переоценке ценностей.


Возникает вопрос, каким образом можно помочь человеку с наименьшими потерями пройти эти этапы аккультурации и жить полноценной жизнью? Для этого необходимо, в первую очередь, изучение языка другой страны. Это поможет удовлетворить психологическую  потребность в ориентации и контроле. Но даже научившись языку остаётся ощущение чужеродности и неудовлетворения. В чём же причина? А причина в том, что человек, прилагая все силы на интеграцию в инокультурное общество, часто теряет свои культурные корни. Поэтому важно иметь возможность полноценного общения с носителями родного языка, причём не на примитивно-бытовом уровне, а постоянно пополнять свой язык и тренировать мышление на родном языке. Часто складывается ситуация, что овладев иностранным языком до определённого уровня, человек всё равно не в состоянии получить то образование, которое позволило бы ему найти работу, к "которой лежит душа".


И тогда на помощь приходит возможность с помощью eCDO

получить дистанционное образование на родном языке.

Образование, которое сертифицировано и имеет государственную

аккредитацию, признано немецкими инстанциями


Поэтому дистанционный курс логотерапии на русском языке преследует сразу две цели: дать возможность получить сертифицированное образование Логотерапевта в Институте Логотерапии и Экзистанционного анализа в Германии, и вторая цель - во время прохождения обучения студент, благодаря активной работе с лекциями и текстами ведущих логотерапевтов Германии и Австрии, учится в первую очередь сам "разбираться" со своими ноогенными проблемами. И по окончании курса стать терапевтом или консультантом для работы в семейных консультациях, в больницах или обществах анонимных алкоголиков или же просто для самого себя вновь обрести смысл жизни.