DEUTSCHES INSTITUT FÜR LOGOTHERAPIE UND EXISTENZANALYSE NACH VIKTOR FRANKL (FIL)

Эннеаграмма в немецкой научной школе Логотерапии как типология (концепция) личности

Граница между сознательным и бессознательным расплывчата, но в тоже время прозрачна. Виктор Франкл говорил, что между духом и влечением следует провести четкую границу, так как это два несравнимых проявления. Критерий подлинности можно получить, осознав "принадлежит ли то или иное в человеке к духовности или инстинктивности... Так как подлинное человеческое бытие есть "решающее бытие" (Ясперс), экзистенциальное бытие и, как таковое, ответственное бытие (В.Э.Франкл, Бессознательный бог, 1988).


И только где духовное Я принимает решение, реализуется подлинное человеческое бытие.

При этом утверждая каждый раз, что ни один человек не является психотипом. Он имеет психотип.


В мире существует огромное множество типологий личности. И в нашей школе мы, к примеру, в курсе Бизнес-логотерапия, вводим дополнительную типологию по ощущению скорости течения времени.

Говоря же о Полном курсе в рамках Библиографической работы и логотерапевтических письменных практик, немецкой научной школой была выбрано учение об Эннеаграмме как наиболее полное. Ибо именно оно собой олицетворяет тесную связь гуманитарных и естественных наук, философии и математики, уходя древними корнями к приверженцам суфизма и христианского монашества.


В начале 1970-х годах типологией личности на основе математического символа Эннеаграммы стали заниматься американские исследователи Оскар Ичазо и Клаудио Наранхо. Некоторое влияние на развитие учения оказали также идеи Георгия Гурджиева. И, несомненно, два поколения немецких логотерапевтов с 1980-годов, возглавляемых учеником Виктора Франкла Dr. Uwe Böschemeyer (Institut für Logotherapie und Existenzanalyse Hamburg), внесли свой неоценимый вклад в развитие учения, применительно именно к Логотерапии и ЭкзАнализу. Ведь, в основном, любая логотерапевтическая супервизия в Германии начинается с вопроса: какой эннеатип имеет ваш клиент?


В типологии мы различаем 9 базовых эннеатипов. Но посредством использования символа Эннеаграммы, можно увидеть еще три состояния каждого типа. Также каждому базовому эннеатипу соответствует три дополнительных подтипа. Мы их называем А, В и С (разработка 2020 года логотерапевтов DGLE-RALE). Система настолько динамична, что бесконечно фрактально раскрывает все новые и новые варианты, каждый раз доказывая свою состоятельность и успешность практического применения.


Говоря в целом, можно по-разному относиться к проявлениям собственной психофизической инстинктивности (психотипа):
- Воспринимать "как врага", отворачиваясь, стыдясь проявлений.
- Или относиться
как к "сокровищности человеческих знаний" и открывающейся дорогой к новым открытиям. Ведь люди различных эннеатипов всегда думают, чуствуют и воспринимают действительность по-разному.


И хотя в каждом типе присутствуют все человеческие характеристики, но каждому из них соответствует в большей степени только определенные. Именно этот факт помогает увидеть как личные проблемы, мешающие на пути "к самому себе" и осознанию свои ценностей и нахождению смыслов. Так и вооружиться, в качестве выигрышного бонуса, потенциалом, соответствующим каждому Эннеатипу.


Как узнать свой эннеатип? Мы считаем, что человек с ним рождается и поменять его в течении жизни невозможно. И посредством определенных техник, а также опросников во время семинаров, можно ответить на этот вопрос.


ДЛЯ ПРИМЕРА МЫ ПРИВОДИМ ОПИСАНИЕ НЕСКОЛЬКИХ ПОДТИПОВ

ШЕСТОГО ЭННЕАТИП, ПОДТИП В (КОНТРОФОБНЫЙ)

Больше всего для шестерок важны слова безопасность и предательство. Частое проявление ревности - это тоже к ним. Выискивает повсюду опасность, сканируя окружающий мир. Поэтому смотрит на внешний мир с широко открытыми глазами. Это особенно заметно на фотографиях в личном аккаунте в социальных сетях.
Шестерки не умеют доверять, так как полны сомнения и часто загоняют себя этим в агрессивное состояние. Его проявление легко увидеть, если наблюдать за человеком в течении дня или смотреть видео, к примеру, семинаров с его участием. Поэтому часто шестерки оказываются в роли насильников, не смотря на парадокс, что сами агрессии очень бояться.
Основной двигатель шестерок - это страх. Он гонит шестерок на множество неразумных рисков. Именно среди них наибольшее число авантюристов. Но это не храбрость, как у восьмерок. Это скорее однократные "выбросы энергии". Манерами подтип В похож на бульдога: иногда лает впустую, но слишком неповоротлив, чтобы кусать.
Для защиты собственной психики часто прибегает в воображении к перевертыванию негативной информации в позитивную. И из этой картины мира действуют. Конечно, все авантюры строго рассчитаны. Но на людях они будут создавать ВЕЛИКИЕ образы себя, рассказывая о своих безумных спусках на горных лыжах или якобы научных изысканиях. Понимаете механизм создания "легенд" Барона Мюнхаузена?
Шестерки всегда сомневаются. Поэтому просчитывают множество варантов. При этом есть две противоположные стороны: либо они придумывают и надумывают множество выходов из ситуации, либо впадают в "полный ступор", где они неспособны действовать. Тогда с ними почти невозможно общаться.
Она не любит соревнования и конкуренцию: при любой возможности она стремится отложить принятие решения, так как боиться последствий. Поэтому она никогда не выступает в виде лидера или директора предприятия, а выступают скорее в роли "советников".


СЕДЬМОЙ ЭННЕАТИП. ПОДТИП А (СОЦИАЛЬНЫЙ)

Для членов своей группы это внешне мягкий и любвиобильный человек. Он четко различает "своих" и "чужих". Последние его абсолютно не интересуют. Делает очень много для членов своей группы. Но и ожидает от других того же.
Постояннно ищет возможность продвижения в бизнесе. Жизненный девиз: используй подходящие возможности, чтобы совершить хорошую сделку.

За внешними действиями в направлении формирования и поддержания группы, стоит оппортунизм. То есть следование своим интересам, даже если для этого необходимо идти на обман других людей. Для продвижения членов своей группы, способен "убивать (изводить)" людей не из своей группы. Его не волнуют законы и социальные правила.
Внутренне он не открытый, не щедрый и не радушный, как кажется окружающим по поведению и внешнему виду. То есть он является антисоциальным типом (здесь схожесть с 8 эннеатипом, подтип А). Все вышесказанное делает его приземленным и далеким от его духовного начала. При внешней угрозе его делам, срывается на переедание. Основной страх состоит в том, что его чувству самосохранения может угрожать опасность.


ВОСЬМОЙ ЭННЕАТИП. ПОДТИП А (НАПРАВЛЕННЫЙ НА САМОСОХРАНЕНИЕ)

Активность без правил и ограничений. Властный тип и несомненный лидер. Очень сильно стремится к получению того, что он хочет иметь. Поэтому при возникновении желания действует немедленно. Ориентируется на свое желание обладания. Его подначивает мысль: я имею на это право и должен забрать это. Почти не скрупулезен, то есть нет стремления оценивать все тщательно до мелочей.

Внутреняя сущность. Ему трудно терпеть разочарование из-за страха, что если не получит желаемого, то его чувство самосохранения разрушится.
Повадки похожи на льва, он расслаблен в целом, но активен, когда он голоден, то есть ему что-то необходимо. Можно его с правом считать эталоном выживания.
Большая сила воли, ограничивающее собственное право на наслаждение. Непроницаем. Основной лозунг: не думай о прекрасном, в бою нужна только броня, возьми себя в руки и иди вперед без оглядки. Поэтому в действиях мало сострадания и сочувствия.


Не существует плохих или хороших эннеатипов. На вашей дороге самореализации,

исходя из рамок полученного при рождении эннеатипа, будет множество препятствий,

преград, возможно ударов судьбы, недовольных вашими решениями и выбором.

Но, самое главное, о чем всегда стоит помнить: это ваше право быть самим собой

на всех этапах жизни, создавая собственный баланс, двигаясь в своем развитии

по Золотому сечению Логотерапии между двумя противоположными центрами:

Свободой и Ответственностью. Об этом мы подробно писали в четвертой
главе монографии
, отзыв на немецкое издание которого дал сам Виктор Франкл.


Если другие люди не понимают нашего поведения – так что? Их желание, чтобы мы делали только так, как они понимают, это попытка диктовать нам. Если это означает быть «асоциальным» или «нерациональным» в их глазах, пусть. Больше всего их обижает наша свобода и наша смелость быть самими собой. Мы не обязаны давать никому отчета или объяснений, если только наши действия им не вредят или не посягают на их права. Сколько жизней было разрушено этой необходимостью «объяснять», которая обычно подразумевает, чтобы вас «поняли», то есть оправдали.

Пускай судят по вашим поступкам, и по ним – о ваших истинных намерениях, но знайте, что свободный человек должен объяснять что либо лишь самому себе – своему уму и сознанию – и тем немногим, у которых есть право требовать объяснения (Эрих Фромм "Искусство быть").


© Из обновленного Полного курса Логотерапии и ЭкзАнализа, 2022

© Логотерапия и экзи­стенциальный анализ Виктора Франкла. Пол­ный курс: учебное по­собие в 4 томах. ISBN 978-5-6044627-0-0