DEUTSCHES INSTITUT FÜR LOGOTHERAPIE UND EXISTENZANALYSE NACH VIKTOR FRANKL (DRL)

Ценностноориентированная мотивация менеджеров предприятий с применением методов Логотерапии Виктора Франкла

Когда возникает потребность в мотивации, то первой реакцией всегда является встречный вопрос – «Ради чего?». Во имя чего фирма или человек хочет мотивировать себя или других? Давайте разберёмся.


Вот одно из многочисленных определений мотивации:


«Мотивация - это совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека действовать специфическим, целенаправленным образом; процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения целей организации или личных целей.

Понятие «мотивация» более широкое, чем понятие «мотив». Мотив в отличие от мотивации - это то, что принадлежит субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий. Понятие «мотивация» имеет двойной смысл: во-первых, это система факторов, влияющих на поведение человека (потребности, мотивы, цели, намерения и др.), во-вторых, характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне».


Таким образом, у нас имеются: человек, цель и процесс достижения цели


И если цель можно дефинировать по разработанным критериям (например, количество заключённых контрактов, количество новых клиентов, определённые процентуальные показатели...), то т.н. «объект воздействия» - человек – очень трудно однозначно описать на основе критериев и параметров. А именно от «модели человека» зависит «процесс достижения цели». «Модель человека», представление о человеке видоизменяется постоянно, начиная с древности и – я думаю – пока существует человечество. Надпись в Дельфи «Познай самого себя» - говорит о необходимости представления о самом себе как краеугольном камне бытия человека. И в основе любой теории мотивации лежит именно представление о человеке, представление о мире, в котором человек действует, представление человека о самом себе в этом мире.


В зависимости от этого и различаются различные теории мотивации. Некоторые теории достаточно простые – например, теория «кнута и пряника», «наказания и поощрения». Достаточно распространённая до сих пор модель. Человек, подвергающийся такой мотивации, представляется неким высокоорганизованным животным, которого можно успешно дрессировать.


Нельзя конечно нивилировать все теории, сводя их лишь к таким примитивным способам мотивации. Но такие теории основаны на одной из основных физиологических и психологических потребностей человека – избежать неприятные ощущения и стремиться к приятным. Если это так, то теории верны. Человек – не что иное, чем высокоорганизованное животное.

Прислушайтесь к себе. Что вызывает в вас это утверждение?Мы уверены, что нечто внутри Вас сейчас возмущается от негодования.


И правильно! Потому что в каждом человеке есть Нечто – вернее Некто! – кто больше психофизического животного! Мы просто примем как факт, что в человеке есть составляющая, назовём её Духовная личность, которая и формирует человека как такового. Существует ли серьёзная научно-обоснованная теория мотивации, которая учитывает именно такую трёхразмерность человека? К счастью, да. Это представление о человеке Виктора Франкла, основоположника третьей научной венской школы психотерапии. По представлению Франкля и его последователей человек – троичен. Человек – это единство трёх неслияемых, но взаимовлияющих компонент – тела, психики и духовной личности. Поэтому человек способен ощутить, воспринять и пережить смысл своей жизни, он обладает волей к смыслу и, как духовная личность, обладает свободой воли.

Вернёмся ещё раз к утверждению, что мотивация зависит от представления о человеке, которого мы хотим мотивировать, о мире, в котором мы мотивируем человека, и представление человека о самом себе в окружающем мире.


- Представление человека о самом себе и его месте в этом мире влияет на его восприятие, образ мыслей, поведение по отношению к самому себе, окружающему миру и окружающим его людям. Если человек видит себя как некий набор психофизических функций, подчиняющихся причинно-следственным связям, по принципу – импульс-реакция, а мир – некая природно-культурно-социальная формация, полностью обуславливающая поведение психо-физического человека, то в таком случае верно утверждение – «человек человеку волк», «или я его, или он меня», «кто не успел, тот опоздал»... и т.д. В таком мире действует закон силы и насилия. Успеха может добиться лишь тот, кто упорным трудом, невзирая на препятствия и недоброжелателей упорно пробивается к намеченной цели...


- Человек приходит в этот мир как „tabularasa“, чистый лист. В отличие от животных, в нём не заложены инстинктивные образцы поведения. Конечно, обладая психофизической компонентой, человек обладает и набором врождённых инстинктов. Иначе он просто не выживет как особь. Но представление об окружающем мире, о законах этого мира человек «конструирует» сам благодаря или вопреки воспитанию, опыту, образованию, окружающим людям. Это означает – каждый из окружающих нас людей имеет лишь ему свойственное специфическое восприятие и «модель» этого мира, в соответствии с которой он живёт и действует. И эти «модели» субъективны и «модели» разных людей могут противоречить друг другу.


- Распознание эффективного действия и взаимодействия человек несёт в самом себе, и лишь он сам может понять и разработать для себя механизм оптимального жизнеобразования.


- После того, как человек сумеет распознать эффективную именно для него манеру поведения и сумеет её применить, он может изменить таким образом себя и свою действительность.


- В натуре человека, как характеристика его духовной личности, наличие свободной воли принимать те или иные решения в любой ситуации, создавать ту или иную установку по отношению к жизненной ситуации и действовать в соответствии с этой установкой, полностью перенимая ответственность за свои действия.


- Для того чтобы изменить мир вокруг себя, необходимо изменить себя в этом мире. Это возможно сделать, меняя мир внутри себя, меняя модуль миров вокруг себя.


- Для этого необходимо поменять представление человека о самом себе и об окружающем мире – поменять модель.


Таким образом – врождённая способность человека к модуляции своего отношения к себе и окружающему его миру является основным условием смысловой самореализации и, как побочный эффект, успеха и благополучия. Эти утверждения разработаны венским психиатором, невропатологом и философом Виктором Франклем в его теории логотерапии и экзистенциального анализа. Логотерапия– смыслоориентированная терапия, смыслоориентированнаяжизниориентация. Логос – означает в этом контексте – смысл.


Поэтому говоря о мотивации в соответствии с установками третьей венской школы точнее будет говорить не о мотивации, а о самомотивации.

1. Самомотивация заменяет обычные, редукционистско-механические, направленные на удовольствие и на самореализацию, концепции, и другие недолговечные техники мотивации.

2. Самомотивация посредством ориентации приводит к повышению ценностей всего предприятия благодаря повышению личностного вклада сотрудников, сокращению времени их отсутствия по болезни

Каким образом возможно сформировать самомотивацию человека, находящегося в условиях, требующих от него повышенной концентрации внимания, владения своими аффектами, безукоризненно и рутинно выполняющего свою работу?

Виктор Франкл часто цитирует слова Фридриха Ницше «Кто знает ради чего, сможет любое как». Эти слова очень хорошо характеризуют направленность на смысл. Что же позволяет «смочь» любую жизненную ситуацию? Этой способностью обладает духовная личность, особенно та её составляющая, которую Франкль назвал «Строптивостью Духа».


Каждая отдельная ситуация в жизни и работе имеет свои особенные смысловые шансы и смысловые предложения.


Как мы отметили выше, человек имеет смысл жизни, который он может ощутить, воспринять и пережить, врождённой, ощущаемой духовной личностью волей к смыслу и свободой воли духовной личности, благодаря которой человек способен к реализации смысла.

Активность духовной личности человек ощущает в таком чисто человеческом феномене как «сила строптивости духа». Обычно эта сила проявляется в критические или особенно напряжённые моменты жизни человека. Но и в повседневности духовная личность выражает себя в создании особенного состояния, активирующего психофизические силы человека. И особенность этих сил в том, что чем больше человек тратит эти силы, тем больше их становится. Именно эта особенность позволяет избежать таких болезней века как Bern-Out, хроническую усталость, депрессии.


Второй особенностью этих сил является то, что человек может лишь сам обнаружить и пробудить их. Мы разработали программу мотивации на основе учения Виктора Франкля о духовной личности. Мотивация состоит из следующих этапов:


1. Осознание безусловного наличия «Силы строптивости духа» на примерах из собственной жизни.


2. Тем самым человек осознаёт, что в нём наличествует ещё некая сила, не подвластная психофизическим – логическим, социальным, культурным законам. Эта духовная личность обладает пониманием глобального смысла и необходимой энергии для практической реализации этого смысла.


3. Следующей задачей является отыскать доступ к этому источнику неограниченной энергии. Как рассказано выше, духовная личность находится в иной размерности, чем психофизические компоненты человека. Поэтому доступ к ней невозможен простым волевым усилием, повторением заученных фраз, физическими упражнениями или логическими доводами. Виктор Франкль указывал на то, что войти в контакт с духовной размерностью можно лишь на уровне ощущений – «Смысл можно лишь ощутить, воспринять и пережить». Поэтому путь к духовной личности лежит в этом направлении. Человек в состоянии самоотчуждения живёт в злобе на прошлое, в злобе за совершённые ошибки, несостоявшиеся надежды, за обиды и поражения... и в страхе за будущее – в страхе совершить ошибки, в страхе, что надежды не состоятся, в страхе за возможность поражений... Сила же человека – в настоящем моменте. Умение жить здесь и сейчас – это состояние духовно зрелого человека. И именно в этом состоянии человек может войти в контакт со своей духовной личностью.


4. Следующим этапом в процессе мотивации является сознательное развитие самодоверия у человека. Этот процесс очень индивидуален и основан на учении о различных типах характера в рамках логотерапии – Энеаграмме. Это учение комплексное и не позволяет в рамках короткого обзора подробно останавливаться на деталях. Мы скажем лишь, что для каждого из 9 типов характера существуют индивидуальные методики и пути развития личности и доверия к себе. Этот процесс основан на одной из характеристик духовной личности – способности к самодистанцированию, умению увидеть особенности своего характера, его сильные и слабые стороны.


5. На основе учения об 9 типах характера подбирается индивидуальная методика мотивации для каждого отдельного человека. Мы подчёркиваем ещё раз, что каждый человек – индивидуален. Поэтому было бы легкомыслием утверждать, что тот или иной метод безоговорочно подходит для каждого. Наш подход строго индивидуален и направлен в первую очередь на способность духовной личности к самоорганизации и влиянию на психофизическую составляющую человека.