Основная цель биографической работы в логотерапии, согласно Елизабет Лукас (Elisabeth Lukas) – это получение доступа к « Опыту самопознания» и собственного «Я», инициирующих «взгляд на жизнь», укрепляющий самооценку. И, прежде всего, «повышающий чувство ценности жизни». Ведь существует довольно тесная связь между самооценкой человека и чувством ценности его жизни. Самооценка изначально обусловлена оценками и суждениями: родителей в детстве, других людей в юности, самого себя в более зрелые годы.
В течение жизни самооценка человека определяется тем, «каким образом он сам оценивает свою жизнь – насколько ценной он ее находит, соответственно – чувством ценности жизни. Кроме того, нельзя недооценивать роль веры в жизни человека. Если его чувство собственной ценности обусловлено «любовью свыше», оно никогда не сможет стать низшим» (Е. Lukas) [1]. Вера здесь означает не отстаивание неких религиозных догм, а жизнеутверждающую силу – высшую силу нетленной Души. Верить в логотерапии означает:
Я говорю своей жизни – «Да!», потому что Вечное говорит мне – «Да!»
Опыт самопознания и узнавания себя имеет не только терапевтическое значение. Идет ли здесь речь только о выполнении, так называемой, «рабочей нагрузки» или вынужденного задания в рамках дополнительной подготовки терапевта? Не только. Это еще и духовная миссия каждого Человека:
- Осознание самого себя кто я есть: кто я?!
- Способность чувствовать в глубине души, что Человек не только прозябает на земле, но и устремлен к своей «высокой цели», чтобы достичь максимально возможной ясности сознания и духовного осознания по отношению к «Логосу» и в том Логосе, который «был в начале»
- Учиться распознавать, чувствуя и ощущая, что тайна Человека состоит в том, чтобы выйти из света и вернуться в свет
«Экзистенциальный анализ и логотерапия являются терапией от духовного, в том смысле,
что они знают о духовной размерности, высшей размерности человеческого бытия,
потому что «истинный человек не есть человек внешний, но душа, сообщающаяся
с Божественным Духом (Парацельс). Viktor E.l Frankl «Grundriß der Existenzanalyse und Logotherapie»
Так что же из себя представляет биографическая работа?Сначала проводится вступительная сессия, на которой мы знакомимся, задаем интересующие нас вопросы и учимся доверять друг к другу в пространстве группы. Как правило, такая группа составляет не более 5 человек. Первая сессия организуется преподавателем согласно следующей схемы: введение, знакомство, разъяснение деталей, приглашение к медитации... Только после этого начинается настоящая работа. Далее каждый участник пишет свою историю самостоятельно и раз в месяц приносит новую главу своей жизни на очередную сессию в группу.
Согласно логотерапевтической технике история жизни (автобиография) описывается в 7 главах.
1. Мои бабушка и дедушка, родители и мое дошкольное детство: первые 7 лет жизни.
2. Мои школьные годы и юность: с 7 до 21 года.
3. Мои взрослые годы до сегодняшнего дня: период зрелости (после 21 года)
4. Моя настоящая ситуация - моя жизнь в настоящем.
5. Мое ближайшее будущее: в пределах 2-5 лет.
6. Мое отдаленное будущее: время после выхода на пенсию.
7. Мое умирание, моя смерть, мой след в этом мире: идеи о том, как я умру и что я хочу оставить после себя в этой жизни.
Когда мы заканчиваем написание и экзистенцанализ каждой из этих глав, мы задаем себе три вопроса:
- Что я чувствую по этому поводу? Мои чувства.
- Как я думаю об этом? Мои мысли.
- Каким образом мне справиться с этим сейчас? Моя воля (к смыслу).
Участники группы встречаются со своим преподавателем один раз в месяц, в общей сложности – это восемь вечеров, распределенных в течение года (по договоренности это может быть организовано в любой день недели). Со второй встречи начинается работа над личной биографией. Соответствующая глава зачитывается группе, а затем обсуждается. Поскольку вы сами написали историю своей жизни, «чтение вслух» производит поразительный эффект, не оставляя равнодушным ни того, кто читает, ни тех, кто слушает эту историю соприсутствуя. Все приглашены слушать с благоговением, сопереживать, а затем участвовать в обсуждении того, что они услышали. При этом все, что вы не хотите выносить на группу, вы в праве оставить при себе, но, в то же время важно, чтобы и эта информация была записана и пережита с точки зрения того, о чем именно вы не хотите рассказывать другим. Честность по отношению к себе – это отдельный результат, которого каждый может достигнуть, когда продолжает писать, несмотря на то, что это, возможно, никогда не будет высказано вслух. При этом любой, кто хочет, может обсудить очень личные, глубоко интимные вещи, которые он не захотел раскрывать перед группой, с преподавателем наедине. Вся та информация, которой участники обменивается в группе, естественно,
конфиденциальна и не подлежит обсуждению с посторонними. Вполне естественно, что такие моменты могут сопровождаться не только слезами, но и более сильными переживаниями вплоть до утраты контроля над своими эмоционально-поведенческими проявлениями. Все чувства, мысли и отношения, которые возникают при этом, обусловлены стремлением к смыслу и являются неотъемлемой частью этого процесса. Ведь в конце концов, все это должно быть именно так. Эта специфическая форма биографической работы и самопознания побуждает к динамическому противостоянию собственной личности с Логосом. На переднем плане здесь находится поиск точек соприкосновения между Смыслом и Экзистенцией в собственной жизни.
Таким образом, вопросы задаются в отношении смысла, и каждый должен дать свой собственный ответ, сформулировав его в письменном виде своими словами. Участники поддерживают друг друга, помогая убедиться в уникальности жизненного пути каждого, рассмотреть удавшееся и неудавшееся, полученное и отданное, выстраданное и достигнутое, и, при необходимости, научиться заново оценивать события своей жизни. При условии пристального внимания к своему ближайшему и отдаленному будущему, тому, что может и должно произойти, автор с большой долей вероятности окажется способен совершить прорыв в познании самого себя. Не исключено, что на вас снизойдет «небольшое озарение» (которое не может быть намеренным). И тогда это должно быть принято и сохранено вами в себе со смирением и благодарностью.
Великие духовные традиции человечества сходятся во мнении, что то,
что люди называют своим «Я», является лишь маской, оболочкой их истинной природы
Я обретаю свободу от
So-sein, осознавая себя тем, кто я есть только тогда, когда смысл и самоощущение встречаются и дополняют друг друга. Это одна из целей, обозначенных в автобиографии. Моя свобода становитьтся другим, реализуется посредством самоопределения. После того, как смысл и Я соединились в моем
So-sein как образе жизни и моем
Da-sein существовании, с этого момента уже «Я» определяю, что имеет право, может и должно еще случиться. И это вторая возможная польза автобиографии.
Самоосмысление в этом случае осуществляется в соответствии с дельфийским императивом: «Познай самого себя!»
Самоопределение, таким образом происходит согласно словам Вакхилида Пиндара:
«Узнай, кто ты, и будь собой!»
Экзанализ, в итоге, призван ориентировать человека на его свободу посредством самоосмысления
Логотерапия направлена на самоопределение человека, основанное на факте его ответственности,
в пространстве смысла и ценностей, другими словами, Логоса и Этоса
Именно поэтому каждый описывает в своей биографии не только то, что он пережил, что от претерпел от других, но также и то, что он сам принес в этот мир, что он создал и вырастил. Чем и благодаря чему его жизнь на земле в определенной степени обогатила этот мир. Этот аспект очень важен, поскольку является терапевтическим и способствующим росту.
Не случайно Элизабет Лукас (Elisabeth Lukas) назвала эту фазу обучения логотерапии и экзистенцанализу «годом сотворения себя». Ведь именно об этом и идет речь в смыслоориентированной биографической работе, осуществляемой в соответствии с принципами логотерапии и экзнализа.
© Prof. Dr. Ekaterina Resch
Список использованных специальных терминов:Da-sein – тут-бытие, неповторимость бесконечного ряда мометнальностей как внутренних ощущений, индивидуальное самосознание от рождения до смерти, бытие человека в его экзистенции. Это то самое место, в котором может быть поставлен вопрос о смысле бытия.
So-sein – так-бытие, определённое бытие, конкретное бытие, качественно определённое бытие, абсолютная реальность объектов окружающего мира, то, что не зависит.
Этос (от др.-греч. Ethos — обычай, нрав, характер) — совокупность стойких черт индивидуального характера.
Список использованной литературы:[1] Elisabeth Lukas, Lehrbuch der Logotherapie. Menschenbild und Methoden [Учебник по логотерапии. Представление о Человеке и методы], München: Profil Verlag 1998, S. 208. (4-е издание, переработанное и до- полненное, 2014, S. 251.)
[2]. Dr. Otto Zsok. Das kleine Büchlein von der Heilenden Lebensbilanz. Logos und Ethos, 2013. Begleitete Biografiearbeit für Menschen in den mittleren und höheren Jahren. Edition: Süddeutsches Institut für Logotherapie 2020, ISBN 978-3-948-637-04-0