DEUTSCH-RUSSISCHES INSTITUT FÜR LOGOTHERAPIE UND EXISTENZANALYSE NACH VIKTOR FRANKL (FIL)

Технология и методика обучения

Почему важно изучать Логотерапию именно с применением дистанционной (бленд) технологии обучения?

Новые технологии избавили нас от необходимости запысывать лекции от руки. Но и в современном мире, лекции в виде текстового контента, очные, аудио или видеолекции, вебинары - это всего лишь форма подачи учебного материла. Этого недостаточно для изучения Логотерапии. В чем же загадка? На мой взгляд, только в личном "ведении" трактории обучения каждого студента на протяжении всего курса обучения профессиональным русскоязычным преподавателем-логотерапевтом. Нельзя быть логотерапевтом в рабочие часы, а после, как по щелчку, переключиться, и стать обычным человеком. При изучении, к примеру, первого семестра, студент изменяет старую и формирует, по собственному выбору, новую картину личного мира, согласно философии логотерапии и находясь в поле антропологии Виктора Франкля. И только "правильно" пройдя этот путь, будущий логотерапевт сможет помогать своим клиентам.

Совместные супервизии студентов подразумевают групповую терапию. Но осознание собственных ценностей, формирование нового мировоззрения, возможно только лично студентом, путь к себе не может лежать вне себя (практика показывает, что затрагиваются слишком глубокие пласты психики, что не совсем "безопасно выносить на публику"). У каждого студента этот процесс происходит индивидуально. Здесь помогает библиографическая работа с первого дня обучения и отчеты-саморефлексии, методика Логотерапевтического письма, а также написания небольших эссе на специальные темы каждым студентом с первого дня обучения - проект DiaLogos. На каждое задание студент получает индивидуальный письменный ответ преподавателя. Почему письменный? Чтобы можно было к нему, как и ЛогоПисьму вернуться в удобное время, перечитать, найти что-то новое спустя даже годы после окончания обучения. 

Семинары, а со второго года обучения Супервизии, ведутся в форме Живого диалога, при необходимости используя личные встречи в LogoClass или в группах в мессенджерах - Скайп, Viber, WhatsApp. Интерактивность обучения поддерживает сертифицированный русифицированный учебный Server 4G. В небольших группах постоянно идут обсуждения общих вопросов, также под "присмотром" профессионального логотерапевта. При необходимости, КАЖДЫЙ студент отдельно "корректируется". В нашем институте к этому процессу относятся очень серьезно, поддерживая, тем самым, классическое немецкое качество образования, не подлежащее сомнению.

© Prof.Dr. Ekaterina Resch, 2012


Я до сих пор убеждена, что формат дистанционно-интерактивного обучения логотерапии - самое правильное решение. Очные семинары - прекрасно, нужно и важно, но полностью очное обучение обеспечивает передачу знаний и затрудняет самопонимание и самостановление. Безусловно, знания и понимание неразрывно связаны, однако частное знание не заменит понимание феномена.

Именно личность терапевта/психолога, а не метод, имеет решающее значение при выборе оного. Да, конкретный метод может вам не подойти, но если был найден т.н. терапевтический альянс, то терапия может случиться. Обратная ситуация, когда метод прям ваш, а с терапевтом понимание не достигнуто, будет похожа на вольную борьбу, но никак не на терапию. Остаётся открытым вопрос, где границы открытости, эмоциональности и сущностного личности терапевта? Работа с психическим, а тем более духовным (что подразумевает экзисттерапия) оставляет крохотный задел для чего-то личного, глубоко интимного. Во время обучения мы часто отыгрывали кейсы, примеряя на себя роль терапевта и пациента/клиента. До определённого уровня театр более чем возможен, но существуют “точки соприкосновения двух Духовных личностей”, когда ты не можешь играть и становишься тем, кто ты есть - самим собой. Когда говорят Духовные личности, замолкают все маски и роли.

Это фантастический, пронзительный опыт для обеих сторон, слишком откровенный для любой другой терапии, но несущий в себе глубинную трансформацию обоих. Ключевой момент - терапевт тоже претерпевает изменения во время сессии, но это уже другая история.

© Анастасия Проскурякова, логотерапевт РАЛЭ, выпускница Полного курса «Логотерапия и экзистенциальный анализ» Виктора Франкла, 2017


Сейчас мы находимся в центре культурной революции гигантского масштаба, по сравнению с которой изобретение пороза и книгопечатания - "цветочки". Прежний, привычный нам осязаемый мир очень быстро превращается в цифровой. И электронная передача готовых учебных программ все же будет иметь свои преимущества.
Можно будет проводить обучение заинтересованных людей из Сибири, Австралии, Огненой Земли или Аляски, которые будут сидеть перед своими экранами. Преимуществом будет и то, что дипломированные логотерапевты смогут сопровождать клиентов со всего света в интерактивной форме, снова не без старательного участия голосовых компьютеров.

© Dr. Elisabeth Lukas. Logotherapie und Existenzanalyse heute: Eine Standortbestimmung. Tyrolia Gesellschaft m. b. H., 2020


Задача и цели отдела дистанционного обучения eCDO

Создание максимального удобство виртуальной среды для обучения, не внедряясь во внутреннее личное пространство студента (следуя Этическому кодексу психотерапевтов в России и EU), так как в процессе обучения, как показывает накопившийся опыт, мы имеем дело с глубоко-личностными переживаниями людей, особенно в первом семестре обучения.

Что важно в технологии дистанционного (бленд) обучения применительно к Логотерапии?

•  Постоянная доступность Учебного контента во всех видах, учитывая теорию поколений. Днем и ночью, вне зависимости от часового пояса.

• Разнообразие видов предоставляемого контента в сертифицированной виртуальной среде, позволяющая легко реализоваться постоянно развивающимися интернет-технологиями.  

• Ощущение того, что преподаватель всегда рядом, беспокоятся о вас, готов помочь разобраться с непонятными терминами или философской проблемой. Наши студенты знают, что преподаватели, кураторы и техническая поддержка постоянно на связи и готовы помочь, поддержать лично каждого.

• Индивидуализация в общении и обучении. Работая с каждый студентов отдельно, преподаватель учитывает возраст, образование, уже имеющиеся профессиональные навыки и умения студента. Каждый студент работает по учебному плану в своем индивидуальном ритме. Обязательно учитывается эмоциональная восприимчивость каждого студента из принципов психологии межличностных отношений и возрастной психологии.

• Возможность общения в различных форматах, от LogoChat до закрытых групп в социальных сетях и любых мессенджерах, с другими обучающимися. В группе не более 12 человек, что создает комфортное и гибкое обсуждение учебного материала. Группы подбираются  согласно теории групповой динамики.

Практика процесса обучения

• Семестр состоит из шести месяцев обучения. Каникул не предусмотрено. Первые пять тем (месяцев) состоят из текстового, аудио и аудио контента. Есть возможность распечатать или скачать контент на любой электронный носитель, и тем самым проходить обучение вне зоны доступа WIFI. Каждая тема содержит от 100 до 200 страниц печатного материала на русском языке. Доступ в личном кабинете ко всем материалам на Server 4G - 24 часа в сутки / 7 дней в неделю / из любой точки мира.

Также дополнительно дается курс Тайм-менеджмента для дистанционного обучения, для того, чтобы Вы имели подсказку, как организовать личный обучающий процесс наиболее оптимально именно для Вас.

Отдельно работает служба технической поддержки.

В семестр нужно решить 5 кейсовых заданий или написать эссе на заданную тему. Также в конце семестра обязательно тестирование и написание реферата по пройденному материалу. И обязательно в рамках биографической работы написания отчета-саморефлексии каждый месяц по заданному стандарту. Все задания даются в начале семестра и содержат несколько вариантов на выбор, чтобы вы могли распределить свои силы, ресурсы и время.

У нас применяется бально-рейтинговая система. Дополнительные баллы можно получить за написания эссе для проекта DiaLogos в социальных сетях Ассоциации.

• Минимум один раз в месяц в первый год обучения проходит Hybrid-Seminare vor Ort или on-line. При возможности проводятся очные семинары в Москве или Санкт-Петербурге. Форма, место и время проведения семинара определяет преподаватель-куратор исходя из пожелания группы, заранее списываясь с каждым студентом.

• Начиная с третьего семестра обучения Семинар-обсуждение заменяется на Супервизию в небольших группах по практическим случаям, взятыми как из немецкого курса, так из русскоязычной среды с учетом менталитета. Для того, чтобы в дальшейшем, каждый Логотерапевта-R приобрел имел опыт работы с пациентами различных возрастных и социальных групп. Учитывая то, что география будущих клиентов не ограничивается теперь рамками места проживания. 

• Созданное eCDO Виртуальное пространство позволяет подбирать куратарам и преподавателям курса наиболее оптимальную среду обучения, адаптированную под нужды и возможности каждого обучающегося.

Формы контроля

Что значит обучаться? В классическом понимании – это освоение новых или  совершенствование имеющихся компетенций, а именно: знаний, умений и владений в новом виде деятельности. Контрольные материалы в виде тестов, рефератов, эссе и решения практических задач должны обеспечить высокий уровень понимания и владения этой деятельностью.

Целью специализированной тестовой формы контроля - обеспечивает контроль умений, а не знаний, как принято в классической высшей школе. Мы ориентируемся на то, что если студент студент умеет что-то делать, то он и знает, как это надо делать. Положительная оценка показывает, что студент владеет знаниями, обеспечивающими исполнительную, контрольно-корректировочную и ориентировочную части его будущей деятельности (способа действий или самого действия). Тем самым обеспечивая контроль и качество обучения.

Написании Эссе (DiaLogos) на заданную тему, обеспечивает мотивационную и ценностную составляющую новой деятельности, а также умение и навык высказывать и аргументировать свое мнение по тому или иному вопросу Антропологии.

Но как будущие в недалеком времени Логотерапевты-R, студенты будут проводить профессиональные консультации, работать с конкретными людьми и ситуациями, приведшими клиентов к специалисту. В ходе обучения, чтобы реализовать изучение компетенции Умение и Владение, предлагаются решения кейсов и прохождение супервизии по реально произошедшим ситуациям. Работа над кейсом позволяет моделировать ситуацию, оценивать действия других и своей собственной работы, погружаясь при этом в реальную атмосферу делового творческого сотрудничества по разрешению проблемы. Результаты решения кейса обсуждаются как с преподавателем, так и с сокурсниками внутри группы как дистанционно, так и во время очных семинаров-супервизий.

За каждую из форм контроля студент получает определенное количество баллов, расписанных по компетенциям. Баллы заносятся техническим куратором в специальную внутреннюю ведомость результатов, ориентируясь на которую студент не только сам понимает в какой области ему не хватает знаний или умений. Но и преподаватель, в свою очередь, имеет возможность, опираясь на результаты в ведомостях, подбирать индивидуальный учебный материал, корректировать траекторию обучения студентов.

Тем самым институт постоянно контролирует высокий уровень обучения студентов, гарантируя качество навыков и умений выпускников с классической “немецкой точностью”.

Открытие перспектив лично для каждого студента

Заканчивая программу обучения, мы ни прощаемся с вами, ни в коем случае. Каждый выпускник становится пожизненным членом РАЛЭ. Мы постоянно развиваем курс, дополняем новыми переводами, технологии совершенствуются. Обновления учебного контента доступны каждому выпускнику до конца жизни, Интернет-технологии легко позволяют это сделать. Мы всегда рады каждому вопросу или или сообщению по тематике нашей программы.

В институте, при содействии Русской Ассоциации Логотерапии и ЭкзАнализа, проводится ежегодный международный on-line конгресс. Всегда есть возможность выразить себя, рассказать о своем опыте. И учиться, конечно, напрямую от грандов Логотерапии.

А получение одновременно двух дипломов по окончанию обучения (российского и немецкого), открывают границы карьерного роста и развития личной консультационной деятельности, не только в пределах России и стран СНГ, но и на Европейской часть континента.

Достаточно владеть тем языком, на котором будет идти работа с клиентами в любой стране (английский, французский, итальянский, русский).